Обидчивый ребенок. Как помочь?

0
Обидчивый ребенок. Как помочь?

Детскую обиду можно отнести к реакциям, возникающим вследствие недостатка любви и внимания со стороны взрослых. Причем о недостатке любви говорится не в тотальном его понимании, а скорее, о сиюминутном, по мнению ребенка, равнодушии из-за отсутствия реакции со стороны родителей на запрос капризничающего малыша.

Обиженный ребенок чувствует себя ущемленным, ненужным и недооцененным. Первые обиды прослеживаются в поведении малышей уже с 2-х лет, это «на руку» родителям, ведь в таком возрасте обиды переживаются легко, что дает возможность их корректировки.

obidzhivyi-rebenok

Обидчивый ребенок может раздувать проблему в самых простых ситуациях и обижаться в те моменты, когда делать это совсем не из-за чего. Но в таком возрасте, 2-3 года, они свободно переключаются и, отвлекаясь, забывают о случившемся. Если родители не предпримут необходимые действия в такой период, то ребенок может просто «застрять» в своих обидах и пронести их через весь этап развития во взрослую жизнь.

Как зарождаются детские обиды? Ребенок подрастает, у него формируется социальное развитие, и он ищет признания и уважения у окружающих. Пока малыш растет в стенах дома, этими окружающими становятся родители, которые удовлетворяют его потребности. Но круг общения у ребенка постепенно расширяется, он вливается в новый коллектив детского сада и ждет от всех такого же пристального внимания к своей персоне, а получает его в недостаточном количестве. Некоторые дети вообще чувствуют полное игнорирование со стороны воспитателей и детей. Вот здесь и начинается зарождение обиды. Родители не всегда способны заметить момент возникновения этой негативной реакции, а начинают предпринимать меры, когда поведение их малыша становится вызывающим.

Некоторые обиды ребенка бывают совсем неоправданны. Он может видеть в поведении окружающих равнодушное отношение к себе, что на самом деле не является действительностью. Причиной неадекватных обид может быть низкая самооценка. И ребенку необходимо постоянное подтверждение своей значимости. Такая потребность в признании может стать важнейшим содержанием жизни, которая будет сопровождаться переживаниями и порождать неизбежные проблемы межличностных отношений с окружающими.

В момент, когда ситуацию с постоянными обидами на весь белый свет необходимо исправлять, родители начинают чрезмерно хвалить, поощрять ребенка. Но ведь нехватку похвалы невозможно удовлетворить в полной мере. А ребенок постепенно начинает самоутверждаться в своих глазах (не в глазах окружающих), фокусировать внимание на своих качествах, которые родители чересчур расхваливали, и доказывать всем свое превосходство. Это негативный пример выхода из проблемы детской обидчивости.

Несомненно, любовь родителей и их доброжелательность – эта важнейшие условия в становлении характера малыша, но они не должны проявляться только в случаях конкретных достижений и успехов ребенка. Он должен чувствовать уважение к себе постоянно. Конечно, слезы и обидчивость нельзя оставлять без внимания, но намного действенней будет выражение вашей любви, когда слез на лице ребенка нет. Малыш будет испытывать постоянное чувство заботы и любви к себе, что будет способствовать нормализации психики и равновесию в поведении ребенка.

Важно также объяснить малышу, что все дети разные, и у каждого из них есть свои желания и интересы. Внимание других детей вовсе не должно быть сосредоточено на его личности. И когда дети занимаются каждый своим делом, не стоит расценивать это, как пренебрежительное отношение к нему.

Некоторые родители следуют принципу «не стоит баловать ребенка». Малыши в такой семье растут в жестком режиме. Обидами и капризами со своей стороны ребенок пытается обратить на себя внимание неподкупных родителей. Но в итоге ему позволяют плакать до тех пор, пока он сам не замолчит. Такие дети рано начинают понимать, что окружающие люди, и даже близкие не принимают его во внимание. С детства он приучается замолкать, подавляя чувства обиды и несправедливости, становится замкнутым. А повзрослев, он станет человеком, затаившим в себе протест и злобу, подверженным депрессивным состояниям.