Мама – я сам! Когда родителям нужно начать развивать самостоятельность в ребенке?

0
Мама – я сам! Когда родителям нужно начать развивать самостоятельность в ребенке?

Для современных детей самостоятельность является значительной чертой характера. Ведь повзрослев, дети, которые не боятся ответственности и приучены к самостоятельности, будут без опаски и боязни вступать в новые этапы своей жизни.

Когда же родителям нужно начать развивать самостоятельность в своем ребенке? Начать важно с самого раннего возраста.

Каждый шаг малыша, сделанный самостоятельно, должен быть в поощрительно форме отмечен родителями. Пусть даже действия будет нескладные и медлительные, не стоит подавлять желание самостоятельности у малыша. Ему всего 8 месяцев, а малыш неловкими движениями пытается самостоятельно орудовать ложкой и покушать. Неважно, сколько ложек каши прольется мимо рта и сколько грязи будет вокруг, не вмешивайтесь, а, наоборот, подбадривайте и хвалите. А в следующий раз просто наденьте на ребенка передник и заранее застелите стол, и пусть он снова пытается пообедать сам. Если упустить момент в данный период времени, позже приучить малыша есть самостоятельно будет намного сложнее, ведь к полутора годам у него начнут появляться совсем другие интересы.

Если родители замечают, что ребенок занялся каким-либо увлекательным делом и на них не обращает внимания, не следует ему мешать, даже если подошло время обеда или дневного сна. Пусть эти первые самостоятельные игры длятся всего 10 минут, но это большой шаг в развитии полезных качеств ребенка.

В детской психологии определяют оптимальный возраст для формирования самостоятельности – это 2-3 года. Именно тогда малыши часто употребляют выражение: «Мама, я сам!». Не стоит задавать ребенку излишне сложные задания для его возраста, ведь не справившись с ними, он расстроится и больше не захочет проявлять инициативу. К примеру, надеть самостоятельно рубашку малыш сможет, а вот застегивание пуговиц – это уже задача сложнее, которую с первого раза вряд ли получится выполнить. Поэтому при подобных ситуациях, когда ребенок не знаком с новой деятельностью, родителям следует объяснить и помочь ему.

Воспитание самостоятельности у детей не сможет развиться, когда родители строго ограничивают деятельность малыша. Если он пришел к ним на кухню и предложил помощь, с радостью и неподдельной благодарностью нужно найти для него дело. Предварительно важно убрать с мест, доступных ребенку, бьющиеся и острые предметы, дорогую посуду и горячий чайник. Попробуйте попросить юного помощника вытереть обеденный стол, чтобы вся семья села ужинать за чистый прибранный стол. Он будет чувствовать значимость своих действий в масштабе всей семьи.

Кроха может помочь достать белье из стиральной машины, или, наоборот, его туда положить. Можно придумать разнообразные действия, проделывать которые малыш будет самостоятельно. При этом важно не забывать хвалить, благодарить его за помощь и говорить, что он уже взрослый, самостоятельный ребенок.

Вместе с самостоятельностью в этот период формирования характера можно параллельно прививать навыки аккуратности и чистоплотности. И когда родители слышат очередное «мама, я сам», следует направлять такие порывы в нужное русло, пусть ребенок помогает, и не важно, что его действия займут намного больше времени, или придется все за ним переделывать. Не стоит устанавливать слишком много строгих запретов, просто постарайтесь не оставлять в поле зрения малыша дорогостоящие и опасные предметы. Наберитесь терпения и при неудачах малыша старайтесь доходчиво объяснять ему спокойным тоном, не раздражая психику ребенка, как это нужно делать.

Помогайте крохе, но только в меру, поощряйте, но с умом, и через несколько лет этот труд вам воздастся ответственностью и самостоятельностью взрослого ребенка.