Гиперактивные дети: как определить и как корректировать

0
Гиперактивные дети: как определить и как корректировать

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (он же СДВГ) у детей встречается часто. С вопросом «гиперактивный ребенок — что делать?» сталкиваются многие родители, хотя всерьез его воспринимают далеко не все, диагноз не внушает им доверия. Тем не менее СДВГ — один из самых распространенных детских расстройств, подтверждаемый психологами и требующий вмешательства. Такие дети могут быть просто опасны для самих себя и окружающих — после постановки диагноза должна проводиться работа с гиперактивными детьми.

giperaktivnye-deti

СДВГ — состояние, характеристика которого описывается повышенной активностью, рассеянным вниманием и импульсивностью у детей. Может сохраняться и во взрослом возрасте, если его не скорректировать. Упоминание о гиперактивности как о клиническом синдроме впервые появилось только в 1980 году. Существование расстройства было принято и доказано американской ассоциацией психиатров.

Синдром проявляется в детстве. Симптомы могут наблюдаться у малышей дошкольного возраста: отмечать характерное поведение могут воспитатели в саду или сами родители. Чаще происходит определение синдрома у детей в первом или втором классе младшей школы.

Признаки синдрома гиперактивности

Понять, что в семье растет гиперактивный ребенок, можно, пронаблюдав у него следующие симптомы: импульсивность и нарушение внимания. Оба прослеживаются по определенным признакам (хотя каждый случай и набор признаков будет опционален), есть свои особенности. Понять и отследить, можно даже послушав советы родителей гиперактивных детей.

Признаки импульсивности:

  • Крайняя болтливость. Ребенок может перескакивать с темы на тему в разговорах, встревать в разговоры взрослых. Отвечать на вопросы гиперактивный ребенок может начинать раньше, чем дослушает сам вопрос, причем говорить будет первое, что придет в голову. Может отпускать неуместные замечания, сначала говорить, а уже потом задумываться о сказанном. Такой ребенок может запросто приставать к незнакомым людям с какими-то вопросами или замечаниями.
  • Постоянное движение. Гиперактивный ребенок не может усидеть на одном месте подолгу. Он суетится, всегда находится в движении, много бегает. Во сне много ворочается, в саду или на уроках в школе ерзает на месте и отвлекается на все и сразу, может просто встать и начать гулять по классу. Такие дети с трудом переносят необходимость стоять за чем-то в очередях или куда-то долго ехать.
  • Шумливость. Спокойно и тихо чем-то заниматься или играть гиперактивный ребенок не может. Его слышно и видно «за версту».

Признаки дефицита внимания:

giperaktivnye-deti-1

Забывчивость. Ребенок постоянно забывает о домашнем задании, просьбах родителей, хронически опаздывает куда бы то ни было. Быстро бросает начатые дела на середине, переключившись на что-то другое и забывая об изначальных задачах. Он постоянно что-то теряет и забывает, где оставил ту или иную вещь. В связи с этим он оказывается плохо организован.
Невозможность сосредоточиться, невнимательность. Гиперактивный ребенок не может долго сосредотачиваться на чем-то одном и подолгу заниматься каким-то одним занятием, отвлекается даже во время игры. При разговоре с ним может сложиться впечатление того, что он слышит, но не слушает, что ему говорят. Поддерживать внимание ему сложно, от занятий, требующих длительной концентрации он отказывается.
Отвлечение. Любой внешний раздражитель может легко отвлечь внимание ребенка. Из-за того, что он постоянно отвлекается, он может совершать банальные ошибки в том, что делает.
При совокупности признаков СДВГ ребенка стоит показать психологу: работа с гиперактивными детьми должна проводиться. Эти дети при проявлении синдрома гиперактивности могут стать настоящими врагами для себя и окружающих: по невнимательности попасть в несчастный случай, перебегая дорогу; не думая о последствиях идти на опасные действия; навредить человеку по неосторожности. Гиперактивный ребенок может также проявлять агрессию, влезать в драки, применяя все, что плохо лежит, в качестве оружия.

Диагностика синдрома

При постановке вопроса «гиперактивный ребенок — что делать?» родителям необходимо показать его психологу. Постановка диагноза СДВГ производится в совокупности опроса родителей и наблюдения за ребенком специалистами. В настоящее время единых методик диагностики синдрома гиперактивности не существует: только сбор подробного анамнеза и умение врачей отличать СДВ от этапов развития ребенка или иных соматических заболеваний.

Помимо психолога перед диагностированием синдрома потребуется пройтись по всем врачам, в том числе обратиться к аллергологу и неврологу. Только после сбора всей необходимой информации от врачей, родителей и учителей можно будет ставить диагноз. Для личного принятия и понимания помогут советы родителей гиперактивных детей.

Коррекция синдрома

Диагноз поставлен: гиперактивный ребенок. Что делать? Лечение и профилактика СДВГ включают в себя несколько видов коррекционных процедур, которые должны проводиться в совокупности, а не по отдельности. Работа с гиперактивными детьми включает следующие методики: двигательная активность, психологическая коррекция, сеансы семейной психотерапии, релаксационные методики. При тяжелых случаях, когда особенности синдрома не корректируются иными методиками, используется медикаментозная методика с применением лекарств, понижающих гиперактивность.

Коррекционные методики:
giperaktivnye-deti-2

  • Двигательная активность. Работа с гиперактивными детьми должна включать какую-то физическую активную деятельность. Его можно отдать в спортивную команду в школе, занимать физическими упражнениями, играть в активные игры. Выбирать секции лучше среди тех, в которых будет присутствовать соревновательный элемент — так ребенок будет вовлечен еще и эмоционально.
  • Психокоррекция. Работа с психологами, проведение занятий на развитие концентрации и внимания ребенка, на улучшение памяти. Если у ребенка есть нарушения развития речи — потребуются дополнительные занятия с логопедом.
  • Семейная терапия. На протекание синдрома гиперактивности очень влияет ситуация в семье: необходимо проводить терапевтические занятия со всеми членами семьи, прежде всего с матерью.
  • Релаксационная методика. Терапия, позволяющая ребенку расслабляться — и физически, и эмоционально, оказывающая действие на функционирование нервной системы.
  • Поведенческая коррекция. Работа с гиперактивными детьми проводится дома и в школе. Направлена на установление правильного поведения ребенка в семье и на занятиях. Дома с ребенком потребуется говорить спокойно, не повышая голоса, формулировать отказы без прямого запрета и использования слова «нет». В школе необходимо следить за вспышками агрессии, контролировать их и помогать ребенку устанавливать функциональные отношения с одноклассниками.
  • Медикаментозное лечение. Применяется, когда случай СДВГ крайне «запущен» и без применения лекарств, снижающих гиперактивность оказывается не обойтись.

Советы родителей

Советы родителей гиперактивных детей также могут помочь при проведении коррекционной терапии. При возникновении проблемы и вопроса «гиперактивный ребенок — что делать?» стоит пообщаться с другими, проходящими через то же самое. Советы родителей гиперактивных детей помогут также принять и понять диагноз, выставленный вашему ребенку.

Некоторые советы:

  • Установить и соблюдать распорядок дня для ребенка.
  • Конкретизировать задачи, которые ставятся перед ребенком кратко и четко, без долгих пространных объяснений.
    Говорить с ребенком спокойно, не повышая голоса. Не повышать голос также в его присутствии вообще — не стоит гиперактивному ребенку видеть ссоры между другими членами семьи.
  • Направлять активность в полезное русло — спортивные секции вполне подойдут.

Воспитание ребенка с СДВГ — сложная задача, но ответы на вопрос «гиперактивный ребенок — что делать?» есть. Важно терпение и понимание происходящего со стороны родителей в первую очередь.