Полезна ли для ребенка пальчиковая гимнастика?

2
Полезна ли для ребенка пальчиковая гимнастика?

В устной речи у многих народов можно встретить небольшие стихотворения, которые сопровождаются различными движениями пальцев. Яркий пример этого известная «Сорока-Ворона».

Людьми уже давно замечено, что движения пальцев и рук, сопровождаемые поговорками и стишками, оказывают хорошее воздействие на развитие детей. На сегодняшний день уже доказано, что движения пальцев хорошо влияют на развитие речи ребенка.

Полезна ли для ребенка пальчиковая гимнастика?

Когда ребенок занимается гимнастикой для пальцев – пальчиковой гимнастикой – происходит следующее. Во-первых, ритмичные движения и упражнения пальцами приводят к возбуждению речевые центры в головном мозге и заметному усилению согласованности в деятельности речевых зон. Все это в совокупности стимулирует процесс развития речи.

Также игры с пальчиками благоприятно действуют на эмоциональный фон, ребенок больше начинает подражать взрослым, более внимательно прислушивается к словам и понимает смысл сказанного ему, плюс к этому речевая активность резко повышается. При помощи пальчиковой гимнастики ребенок учится концентрировать внимание, правильно распределяя его. При выполнении развивающих упражнений, сопровождая их небольшими стишками, малыш начинает более четко говорить и у него усилится контроль за движениями.

Пальчиковая гимнастика влияет и на развитие памяти ребенка, так как во время упражнений он запоминает положение рук, движения. Изображая пальчиками какой-либо предмет, малыш развивает свое воображение и фантазию. Результатом постоянных занятий станет умение ребенка «рассказывать руками» сказки или истории.

Кроме перечисленного, пальчиковая гимнастика влияет на развитие мышц пальчиков ребенка, они становятся сильнее и подвижнее. В дальнейшем такие навыки очень пригодятся при овладении навыком письма.

Все пальчиковые упражнения можно разделить условно на три группы. Упражнения для кистей рук, учат расслаблять и напрягать мышцы, развивают способность к подражанию, учат сохранять пальцы в одном положении на протяжении некоторого времени, а также учат быстро переключаться от движения к движению. Упражнения условно статические для пальцев – совершенствуют навыки, полученные от предыдущего курса занятий, развивают точность в движениях. А динамические упражнения для пальцев развивают координацию, учат противопоставлению большого пальца другим, а также сгибать и разгибать пальчики.

Начинать заниматься с ребенком пальчиковой гимнастикой нужно как можно раньше. Например, в Японии упражнения для тренировки пальчиков начинают делать с трех месяцев, в России многие специалисты рекомендуют начинать занятия с 6-7 месяцев. Но даже если начать упражняться позднее, этот процесс будет очень полезен для развития малыша.

Первые занятия заключаются в массаже. Для начала нужно медленно растирать ладошки вниз и вверх, затем растереть каждый пальчик по раздельности (сначала вдоль, потом поперек). Далее пальчики растираются спиралевидными движениями. После этого в пассивной форме делаются упражнения из третьей группы.

С 10 месяцев выполняются в пассивной форме упражнения второй и третьей групп, плюс к этому между ладошками нужно катать различные палочки и шарики, рвать бумажки, отщипывать куски пластилина, перекладывать с места на место мелкие предметы. На следующем этапе можно переходить к простейшим упражнениям, относящимся к первой группе, затем ко второй и потом, соответственно, заниматься упражнениями из третьей группы.

Главное помнить, что начинать заниматься с ребенком никогда не поздно. Пусть ему уже три или четыре года, пальчиковая гимнастика поможет развитию в любом случае.