Полезна ли для ребенка пальчиковая гимнастика?

0
Полезна ли для ребенка пальчиковая гимнастика?

В устной речи у многих народов можно встретить небольшие стихотворения, которые сопровождаются различными движениями пальцев. Яркий пример этого известная «Сорока-Ворона».

Людьми уже давно замечено, что движения пальцев и рук, сопровождаемые поговорками и стишками, оказывают хорошее воздействие на развитие детей. На сегодняшний день уже доказано, что движения пальцев хорошо влияют на развитие речи ребенка.

Когда ребенок занимается гимнастикой для пальцев – пальчиковой гимнастикой – происходит следующее. Во-первых, ритмичные движения и упражнения пальцами приводят к возбуждению речевые центры в головном мозге и заметному усилению согласованности в деятельности речевых зон. Все это в совокупности стимулирует процесс развития речи.

Также игры с пальчиками благоприятно действуют на эмоциональный фон, ребенок больше начинает подражать взрослым, более внимательно прислушивается к словам и понимает смысл сказанного ему, плюс к этому речевая активность резко повышается. При помощи пальчиковой гимнастики ребенок учится концентрировать внимание, правильно распределяя его. При выполнении развивающих упражнений, сопровождая их небольшими стишками, малыш начинает более четко говорить и у него усилится контроль за движениями.

Пальчиковая гимнастика влияет и на развитие памяти ребенка, так как во время упражнений он запоминает положение рук, движения. Изображая пальчиками какой-либо предмет, малыш развивает свое воображение и фантазию. Результатом постоянных занятий станет умение ребенка «рассказывать руками» сказки или истории.

Кроме перечисленного, пальчиковая гимнастика влияет на развитие мышц пальчиков ребенка, они становятся сильнее и подвижнее. В дальнейшем такие навыки очень пригодятся при овладении навыком письма.

Все пальчиковые упражнения можно разделить условно на три группы. Упражнения для кистей рук, учат расслаблять и напрягать мышцы, развивают способность к подражанию, учат сохранять пальцы в одном положении на протяжении некоторого времени, а также учат быстро переключаться от движения к движению. Упражнения условно статические для пальцев – совершенствуют навыки, полученные от предыдущего курса занятий, развивают точность в движениях. А динамические упражнения для пальцев развивают координацию, учат противопоставлению большого пальца другим, а также сгибать и разгибать пальчики.

Начинать заниматься с ребенком пальчиковой гимнастикой нужно как можно раньше. Например, в Японии упражнения для тренировки пальчиков начинают делать с трех месяцев, в России многие специалисты рекомендуют начинать занятия с 6-7 месяцев. Но даже если начать упражняться позднее, этот процесс будет очень полезен для развития малыша.

Первые занятия заключаются в массаже. Для начала нужно медленно растирать ладошки вниз и вверх, затем растереть каждый пальчик по раздельности (сначала вдоль, потом поперек). Далее пальчики растираются спиралевидными движениями. После этого в пассивной форме делаются упражнения из третьей группы.

С 10 месяцев выполняются в пассивной форме упражнения второй и третьей групп, плюс к этому между ладошками нужно катать различные палочки и шарики, рвать бумажки, отщипывать куски пластилина, перекладывать с места на место мелкие предметы. На следующем этапе можно переходить к простейшим упражнениям, относящимся к первой группе, затем ко второй и потом, соответственно, заниматься упражнениями из третьей группы.

Главное помнить, что начинать заниматься с ребенком никогда не поздно. Пусть ему уже три или четыре года, пальчиковая гимнастика поможет развитию в любом случае.