Полезна ли артикуляционная гимнастика?

1
Полезна ли артикуляционная гимнастика?

Всем известно, что формирование письма осуществляется на основе речи. Именно поэтому недостатки в речи зачастую приводят к плохой успеваемости в школьной учебе.

Артикуляционная гимнастика является одной из главных составляющих при развитии речи. Если говорить проще, артикуляционная гимнастика – это упражнения для развития органов артикуляции (языка, губ, а также нижней челюсти), которые отвечают за правильное звукопроизношение.

articulycionnaya-gimnastika

Для того чтобы ребенок научился хорошо произносить самые сложные звуки, должны быть гибкими и сильными язык и губы, а также долго удерживаться в одном положении и без труда делать многократные переходы от движения к движению. Все эти навыки ребенок может получить благодаря артикуляционной гимнастике.

Упражнениями для развития органов артикуляции необходимо заниматься по нескольким причинам. Во-первых, своевременные занятия данной гимнастикой позволят детям самостоятельно научиться правильно и чисто говорить. Во-вторых, дети, у которых наблюдаются нарушения звукопроизношения, быстрее преодолевают эти речевые дефекты благодаря данным упражнениям, и когда занятия будут проводиться уже с логопедом, мышцы уже будут подготовлены. Также артикуляционная гимнастика поможет и детям, у которых правильное, но вялое звукопроизношение. И, наконец, упражнения для развития органов артикуляции позволяют и детям, и взрослым правильно научиться говорить.

В начале занятий артикуляционной гимнастикой нужно познакомить ребенка с главными положениями языка и губ. Для этого можно применить истории о Язычке. Малыш должен повторять каждое упражнение два-три раза. К занятиям с тренировкой языка следует прибавить упражнения для развития голоса, речевого слуха и дыхания. Это важно для того, чтобы ребенок правильно произносил звуки.

После таких тренировок в заключительной части занятия необходимо вкратце повторить «пройденный материал», чтобы выяснить, какие именно упражнения вызывают затруднения у ребенка, и в дальнейшем уделить им особое внимание.

Относительно проведения упражнений, специалисты дают некоторые рекомендации. Изначально упражнения выполняются медленно, лучше перед зеркалом. С таким зрительным контролем от упражнений будет больший эффект. После того как ребенок начнет более уверенно делать упражнения, зеркало можно убрать. Также рекомендуется концентрировать внимание ребенка на своих движениях, задавая вопросы типа «что делают губы?», «где находится язычок?», «что делает язычок?»- после того как темп упражнений увеличится, их нужно выполнять под счет. Здесь главное – следить, чтобы упражнения делались плавно и точно. В противном случае в занятиях нет смысла.

Занятия с ребенком лучше проводить два раза за день, то есть утром и вечером, минут по 5-7. Время проведения занятий зависит от усидчивости и возраста ребенка. Если занятия проводятся с ребенком трех-четырех лет, важно, чтобы он усвоил основные движения.

Для малышей в возрасте четырех и пяти лет требования выше – движения должны быть четче, без подергиваний и плавными. Дети в шесть-семь лет должны выполнять упражнения быстро и уметь удерживать язык в одном положении на протяжении некоторого времени без изменений.

Если при занятиях язык ребенка подрагивает, сильно напряжен, отклоняется от нужного положения, то есть малыш не может удержать его в нужном положении определенное время, здесь нужна помощь профессионала – логопеда.

Если ребенок будет правильно произносить все звуки, у него будет достаточный словарный запас (относительно возраста), а речь будет грамматически верной, связной, хорошо развитой, значит ребенок готов к школьному обучению. В противном случае необходимо усердно заниматься дома и с логопедом.