О чем говорит детский рисунок?

0
О чем говорит детский рисунок?

Может ли родитель, не имея специального психологического образования, грамотно и профессионально интерпретировать рисунки своего малыша и понять о чем говорит детский рисунок? Скорее, нет, ведь это серьезная область знаний детской психологии.

Однако, внимательно рассматривая результат детского творчества, любой родитель может извлечь для себя весьма полезную информацию. Детский рисунок может раскрыть его переживания и эмоциональное состояние, проблему межличностных отношений с родителями или ровесниками, о которых не желает или еще не умеет говорить.

o-chem-govorit-detskii-risunok

Интересно узнать, о чем говорит детский рисунок вашего ребенка? Доставайте лист бумаги, карандаши разных цветов и предложите нарисовать, к примеру, рисунок вашей семьи. По окончании творческих фантазий, отображенных на бумаге, внимательно изучите рисунок, потому что вы многое можете из него узнать. Тем не менее, не стоит делать спешных выводов, так как ребенок мог изобразить сиюминутное настроение, например, после ссоры с братом и сознательно нарисовать его страшным и некрасивым. Но это не будет означать, что ребенок не любит своего брата.

Первоначально обратите внимание на расположение рисунка относительно листа и его размер. Дети, страдающие повышенной тревожностью и неуверенностью в себе, как правило, рисуют сюжет не на всей площади листа, а в какой-то его части. Они могут перерисовывать несколько раз то, что уже нарисовано, стирая детали, которые не нравятся, снова и снова. За норму считается расположение рисунка на средней линии листа. Если рисунок сдвинут к верхнему краю, значит, у малыша завышена самооценка и своим положением в обществе он недоволен. Рисунок, расположенный в нижней части, говорит об эмоциональном неблагополучии, низкой самооценке и неуверенности в себе. Дети, рисунок которых смещен влево, постоянно чувствуют себя утомленными, у них отсутствует интерес, желания и стремления. А «правосторонние» рисунки получаются у активных и заряженных положительными эмоциями детей.

Если рисунок нарисован с использованием ярких и жизнерадостных оттенков, это говорит о хорошем настроении ребенка и жизнерадостности. Мрачные и серые тона, такие как темно-синие, черные, свидетельствуют о сниженном в данный период эмоциональном состоянии и плохом настроении. В основном, при хороших и теплых взаимоотношений в семье (на взгляд ребенка), рисунки отличаются веселыми мордочками, всевозможными украшениями, к примеру, бантиком у сестрички или ярким нарядом мамы. А если ребенок воспринимает семейные отношения как неблагополучные, то рисунок будет отличаться схематичностью и незаконченностью.

Изучите состав нарисованной семьи. Он соответствует истине? Может ребенок «забыл» кого нарисовать или включил неожиданный персонаж в свой рисунок? Расспросите его об этом спокойным тоном, искренне выражая заинтересованность, и вы можете узнать достаточно много новых вещей для себя. Ребенок мог не нарисовать кого-то из домочадцев, с кем находится в конфликтных отношениях или кого очень боится.

А теперь обратите внимание, где ребенок нарисовал самого себя. Если где-то в уголке, а еще и спиной ко всем остальным, то вполне вероятно, что ребенок чувствует себя одиноким, изолированным и к тому же страдает от дефицита внимания со стороны родителей. Еще более тревожна ситуация, когда ребенок совсем себя не изобразил. Сразу выводы не делайте, а поговорите, может при рисовании он имел в виду совсем другое, что не смог отобразить на бумаге. Если вопреки просьбе нарисовать семью, ребенок нарисовал только себя, то родителям стоит пересмотреть методы воспитания, ведь ваш ребенок – маленький избалованный эгоист, являющийся центром внимания, заботы и опеки, не привыкший думать и заботиться о других.

Рассмотрите, как кого ребенок изобразил. По размеру нарисованных фигур и их расположению по отношению к малышу можно судить о его взаимоотношениях с каждым из членов семьи. Тот, кого он нарисовал выше всех – самый авторитетный для него член семьи, и с его точки зрения – самый главный в семье. Те фигуры остальных домочадцев, которые ребенок расположил ближе к себе, являются для него наиболее любимыми и приятными, с кем ему нравиться и хочется общаться.

Обратите внимание на выражение лиц всех персонажей. Расспросите у ребенка, что думает каждый из них, как они себя чувствуют и о чем думают.

Если анализ рисунка вызвал у вас беспокойство, не расстраивайтесь, повторите эту диагностику через какое-то время еще раз. А если результат повториться, то лучше обратиться за консультацией к детскому психологу.